Как сделать презентацию интересной для участников жюри или потенциальных инвесторов? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в представленной публикации.
Что следует учитывать, говоря о MVP стартапа
Минимальная ценность продукта для вашей аудитории одновременно должна быть и ценностью для инвестора. Даже спрос на эту услугу или продукт от аудитории еще не значит, что они готовы платить заявленную вами стоимость, а также, что вложенные средства окупятся – поэтому параметры окупаемости, ROI и потенциальной прибыльности проекта не стоит упускать из виду.
Презентация вашего стартапа должна отвечать на ряд вопросов
«Что?» – 1-2 предложения о вашем продукте, сайте или приложении, которые вы представляете. В презентации можно выделить под это не более 2-х слайдов, иначе теряется концентрация. У жюри при просмотре большого количества проектов «размывается» внимание.
«Зачем?» – для чего вы запускаете проект. Что изменится в мире, стране или в определенном сегменте общества благодаря работе вашего проекта.
«Для кого?» – определите целевую аудиторию и не забывайте, что хотя бы часть ее должна быть платежеспособной (даже если речь идет об исключительно социально направленном проекте).
«Зачем ищете деньги?» – не забудьте, для чего вы пришли на презентацию, для чего вы ищете финансирование, какие возможности и параметры вы планируете расширить или дополнить за счет привлечения средств поддержки.
«Как проект будет зарабатывать?» – после завершения сотрудничества с инвесторами или завершения гранта, как ваш проект будет «жить» и обеспечивать себя дальше.
Эти вопросы следует отразить не только в презентации, но и на страницах сайта или вашего блога, которые созданы под конкретный продукт или проект.
Как показать MVP потенциальной аудитории на сайте или во время питча
Хорошо иметь работающую демонстрационную версию, даже если она оперирует пока виртуальными данными. Позаботьтесь о цифровом прототипе (симуляторе приложения или сайте с уже заполненными данными, которыми можно «поиграть» и показать в действии ваш проект). Это полезно, потому что жюри, таким образом, видит ваше понимание конечного этапа для продукта. Потому идея, изложенная теоретически «на бумаге», может выглядеть красиво, но отсутствие базового понимания и реализации сильно тормозят восприятие проекта.
Если у вас материальный продукт (дрон, стойка, аксессуары для смартфонов), всегда хорошо запустить страницу предварительного заказа. Такая форма взаимодействия с потенциальной аудиторией позволяет сформировать клиентскую базу уже на предварительном этапе. Но не забывайте отметить (и соблюдать) ориентировочный срок, когда вы напишете всем желающим о возможности приобрести ваш гаджет или доступ к платным услугам вашего стартапа. Это положительно влияет на восприятие вас как лидера с конкретизированным видением и стратегией действий.
Можно прибегнуть к полной симуляции – сделать полностью действующий проект на виртуальных (пока не существующих) данных. Но такой демонстрационный сайт или сайт-симулятор не стоит выкладывать в открытый доступ, а определить ему ограниченный доступ для жюри конкурса или инвесторов, чтобы они просмотрели, как это работает в целом как концепция, а уже с привлечением средств это будет работать с реальными данными.
Чего ждут от вас инвесторы
В итоге всегда возникает вопрос потенциального инвестора о том, что он получит, вложив деньги в проект. Все ожидания можно разбить на несколько подпунктов:
- окупаемость в перспективе, ROI идеи (продукта или услуги), как это окупится для министерства, ведомства или для частных инвесторов (если речь идет о конкурсах стартапов или поиске одиночных инвестиций);
- социальный эффект в перспективе, если ваш проект относится к числу проектов социального предпринимательства;
- полезность кейса в портфеле фонда или компании, которая инвестирует в этот стартап;
- акцент на экспертизе команды из представленного прототипа или демостартапа;
- маркетинговая ценность идеи и умение презентовать могут сыграть тоже в вашу пользу.
Чего следует избегать во время презентации
Не используйте формулировок «мы не знаем» или «у нас нет ответа» – если даже в данный момент не имеете полного объема информации или деталей по этому вопросу. Вы можете сослаться на того, кто в вашей команде отвечает за этот вопрос или заявить, что дать ответ вы можете после консультации с отсутствующим сейчас в зале участником команды, который (или которая) имеет соответствующую экспертизу.
Будьте готовы говорить, что вы будете решать неожиданные проблемы (даже если не можете предложить конкретного выхода из теоретической стрессовой или проблемной ситуации).
То, что вы знаете пока только теоретически, но не готовы реализовать на практике, лучше не вспоминайте в итоговой презентации. Отсутствие умений всегда настораживает.
Не надо использовать много цифр и статистики в презентации, освещая актуальность проблемы, которую ваш проект или команда пытается решить. Поток из цифр не способствует пониманию конкретики. Выберите 3-5 ключевых показателей, на которых акцентируйте внимание присутствующих членов жюри или инвесторов. Эти цифры должны иллюстрировать ключевые «узкие места», которые ваш проект пытается «расширить». Не забывайте о линейном восприятии информации зрителями вашей презентации на экране или на сцене во время выступления команды.
А также не стоит ссылаться исключительно на аналоги и конкурентов из-за рубежа – так возникает ощущение, что изучение внутреннего рынка не произошло, а осуществляется попытка «запрыгнуть в поезд» с громкими известными зарубежными платформами, часто без понимания реалий отечественного рынка. Не все бизнес-модели или операционные циклы могут работать в отечественной практике так, как это происходит на примере зарубежной аудитории.
Алексей Филонов
2020-03-12 01:54:38.0
Чем реальней презентация, тем больше она по душе инвестору)